Бадринатх. Индийский дневник. Часть 10.

Александр Радич в Бадринатхе15 ноября. Утром приняли омовение в горячем источнике. Я задержался с противоположной стороны моста, чтобы сделать видеосъемку, а также несколько панорам. Когда подошел к Таптакунде, то не сразу нашел моих друзей. Вода была горячей, но терпимой. Мы поснимали даже, как заходим в купальню.

Обошли несколько раз вокруг храма по часовой стрелке, это называется парикрама и очень благоприятно для духовного развития. Мне в очередной раз поставили на лбу красную точку. Я оставил небольшое пожертвование.

Наш гид говорит, что пожертвования для этого храма дает богатая компания Reliance Company, также Амитар Бхаджан. Тут одна только корона Бадри Нараяны весит более 100 кг, а ворота содержат более тонны чистого золота. Мы снова услышали историю о том, что храм закроют 27 ноября, не только храм, но и все это место будет недоступно для посещения. Снаружи храма будет множество цветов, огромное количество гирлянд.
Самые богатые люди дают пожертвования Бадри Нараяне, а также в храме Баладжи. Это два храма Вишну. У Баладжи постоянно огромные толпы народу. Невозможно найти время, когда ты можешь попасть туда без огромных очередей и наплыва посетителей. Разве что чуть посвободнее в декабре.

Тут мы впервые увидели в городе еще одного белого человека, такого же европейца, как мы. Радха Раман знает его. Тот приехал из Дании и занимается здесь геологическим проектом. Исследует горные породы, берет пробы. Ученый, в общем.

После омовения в священном источнике мы поднялись вверх по базарчику, покинув пешеходную зону и подойдя к припаркованной машине с Ниттином, который ожидал нас. Вещи уже упакованы и сложены в багажнике просторной Toyota Innova.

К нам приходит почтенный старец и предлагает купить у него цветы. Радха Раман говорит, чтобы мы приобрели их и дали пожертвования. Это Брахма камал, самые лучшие цветы для подношения Вишну. Один Брахма камал равен подношению тысячи обычных цветов. При неаккуратном обращении ты можешь ужалить себя, как о крапиву.

Спускаясь по горным тропам, обнаружили шевеление в зарослях. Кто это был? Снежный леопард? Немногим удавалось лицезреть его, особенно поблизости к населенным пунктам.

В ущелье много людей, много техники. Они строят гидроэлектростанцию. С гор течет много ручьев, и эту энергию можно использовать на благо местного населения.

Вчера у нас был самый насыщенный, самый благоприятный день, ведь мы попали на такую удивительную, эксклюзивную церемонию абхишеки, посетили столько священных мест, мост Бхимы, пещера Вьясы, искупались в Таптакунде.

Радха Раман смеется: «А у нашего Сергея бабы есть мистические силы, сидхи. Ведь у него одного в пещере у отшельника работал Интернет на телефоне». Приставка «баба» означает «уважаемый человек».

Александр Радич в Бадринатхе

«Если у вас будет время, можете пройти обучение, классы по приготовлению еды, а также по вязанию, — глядя на шапочку водителя Ниттина, Радха Раман с улыбкой добавил, — Ниттин может дать класс по вязанию».

Вчера я обратил внимание, что на праздничной церемонии от некоторых жителей деревни веяло перегаром. Наш друг подтвердил мою догадку: «Да, в деревне Мана некоторые жители в своих домах гонят самогон из риса».

Подъехали к Вишну прайагу, нашему последнему прайагу, месту слияния священных рек.

В Джошиматхе снова заехали в храм Нарасимхи, предложили свои поклоны.

Наш спутник, хозяин гостиницы в Бадринатхе, Badriville Resort, ехал в нашей машине. Он закрыл за нами свою гостиницу, теперь она будет до весны ждать посетителей. Пригласил нас в свое жилище в Джошиматхе. Нас встретили с гостеприимством. На балконе греется собака, развешано белье. Небольшой участок на горном склоне. Открывается потрясающий вид на горы и ущелье. Да тут почти отовсюду умопомрачительные виды.

Бимал Панвар, или Гудду, увлекается фотографией. На стенах у него – прекрасные виды гор, всевозможные цветы из Долины цветов (Valley of Flowers), государственного природного заповедника, а также свидетельства покорения им разных вершин – он еще и треккер. Вот он со своим сыном стоит на заснеженной вершине Ганготри, 6672 метра над уровнем моря.

Фото цветка Брахма камал, очень красивое соцветие.

В отдельной комнате стоит действующий ткацкий станок. Очевидно, что в свободное время они с женой занимаются и таким видом деятельности впридачу к управлению гостиницей и увлечением фотографией. Гудду – очень добрый и разносторонний человек. Радха Раман говорил, что у него была большая, семиэтажная гостиница, которую смыло во время катастрофы, это привело к многомиллионным потерям.

В уютную комнату нам принесли запеченные в тесте овощи – пакоры, а также молочные сладости – ладду. Угостили и традиционным чаем с молоком.

После этого в киоске мы купили мандарины и яблоки – по 60 рупий. Всё у них заворачивается не в целлофановые кульки, а в свернутые газеты. Очевидно, экономят на кульках, а газеты достаются им бесплатно.

Мы также купили разные сладости и фрукты для храма Дурги, куда мы сейчас направляемся.

Все торговцы на базаре в свободное время занимаются рукоделием – что-то вяжут. Даже маленькие девочки.

На пустой бетонной плите, служащей крышей дома, сидят несколько групп детей и занимаются с учителями. Прямо так группами сидят, как в школьном классе, в форме, а преподаватели стоят и что-то рассказывают. Школа на крыше, под открытым небом.

Приехали в храм Дурги на горе, очень высоко. Священник провел для нас небольшую службу, принял фрукты и пожертвования. Обошли храм. Листья дерева, которые дают благословение на рождение ребенка в семье.

Открываются прекрасные виды. Сделали много фотографий. Зашли в небольшое жилище, где живет отшельник. Этот «баба» дал обет молчания на 11 дней, поэтому мы можем общаться с ним только жестами. Он сидит и улыбается. Я в очередной раз обращаю внимание на то, что эти люди, возраст которых сложно оценить – ему может быть 30, а может и 50, — хорошо следят за собой. У них чистая наглаженная одежда, выглядят ухоженными, нет неприятного запаха, ровные белые зубы. А ведь эти люди живут вне обычного общества. Но они не выглядят ни изгоями, ни тем более бомжами. Тут действительно высокий уровень сознания. Они с Радха Раманом смотрят фотографии на телефоне, улыбаются, баба что-то объясняет жестами, улыбается. Он много улыбается, у него очень добрая, интеллигентная улыбка.

В Джошиматхе мы наконец поселяемся в отель. В этот раз в другое место, не туда, где мы, по утверждению хозяина, спалили электропроводку, и он даже заимел на нас зуб, хотя это глупо. Наш друг говорит, что тот хозяин хочет встретиться и возместить убытки. В общем, мелочный тип, который не может нормально благоустроить свое заведение. Но самое дикое его заявление – что мы насыпали в постель куркумы. Похоже, этот человек бредит.

Гостиница, в которой мы остановились, тоже не выдерживает критики, но нормальная по местным стандартам. В комнатах – холодно, и нам пришлось опять включать наш нагреватель. Служитель очень неповоротливый, полотенца нес нам целый час, все мелкие просьбы выполнял с большой задержкой.

Мы сегодня также заезжали в Тапован, где из-под земли бьет горячий источник, вода буквально кипит, идет пар. Здесь очень целебная глина. Специально для нас ее накопали и упаковали в пластиковую бутылку, пока мы ходили вверх-вниз, любовались видами и фотографировались.

До границы с Китаем – всего 50 км. Название деревни переводится как «Кольцо». Здесь живет много китайцев и даже тайцы, беженцы. В 1962 году здесь происходили военные действия. Отсюда Китай многократно начинал войну. Для индийской армии построена другая, более ровная и широкая дорога. Мы же едем по узким дорогам, где не везде и две машины могут разминуться.

Гималаи делят между собой Индия, Непал и Тибет (Китай).

В моих записях за вечер: Глину взяли для здоровья. Гостиница называется Мана. Здесь нет Интернета, грязные полотенца, холодно.

Вечером ездили на местный рынок, купили много сладостей. Вечером сидели в номере, устроили «сладкий стол». Уж сладостей-то тут шикарный выбор. Мы их ели несколько дней, и все равно не смогли все съесть. Брат взял и ласси, сладкий кисломолочный напиток.

Когда я приступил к еде раньше других, то Радха Раман сделал мне замечание:
«Нужно одновременно начинать трапезу, это объединяет. Это правило касается как семьи, так и дружеского ужина».

Радха Раман спросил о пауке, которого мы поймали в нашей первой гостинице в Джошиматхе. Я сказал, что мы поймали его в полотенце и отпустили с балкона. Он говорит, что это хорошо, что мы не убили его. Могла пойти сыпь.

На хинди не говорят «выкурить сигарету». Говорят «выпить сигарету».

По телевизору показывают футбол. Это чуть ли не единственный раз, когда мы в Индии интереса ради включили телевизор. Играет национальный гимн, насколько я понимаю, хотя он больше похож на чтение мантр. Радха Раман говорит, что это не официальный матч сборной, а какая-то коммерческая игра на публику.

Share Button

Подпишитесь на новости от Александра Радича

Вы можете получать еженедельную рассылку от Александра Радича с последними исследованиями в области продуктивности, здорового образа жизни, позитивной психологии, а также - новости, практические советы и жизненный опыт.